Архив автора: Святослав Кугот

Поздравляю вас с Новым годом и Рождеством!

Дорогие друзья!

Сердечно поздравляю вас с наступающим 2015 годом и светлым праздником Рождества!

Встреча Нового года — это пора таинственная, волнующая и всегда радостная. И эти простые слова «С Новым годом! С новым счастьем!» мы произносим с особым чувством, потому, что сказать их можно лишь один раз в году.

Желаю, чтобы в новом году вам сопутствовала удача, а в семье царили радость, любовь и взаимопонимание. Пусть новый год принесет вам много светлых моментов, позитивных эмоций, ярких впечатлений, искренних улыбок и приятных сюрпризов!

Глава администрации Заводского района администрации города Орла                   С.Б. Кугот

Результаты субботника

18 октября прошел осенний экологический субботник. Вот его краткие итоги по Заводскому району города Орла:

Участие в субботнике приняло более 7500 человек, в том числе более 5400 учащейся молодежи. Посажено 120 деревьев, 800 кустарников, спилено 35 аварийных деревьев. Ликвидировано 8 несанкционированных свалок. Вывезено порядка 320 тонн мусора. Администрацией города для проведения субботника по Заводскому району выделено 16 единиц техники, еще 11 единиц техники дополнительно привлечено администрацией Заводского района.

От своего имени выражаю благодарность следующим организациям, предоставившим специализированную технику на безвозмездной основе: ОАО «Орелстройиндустрия», ООО «Орловский комбинат строительных конструкций», ОАО «Гамма», МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие», МУП «База строительных товаров», ПМК-108 ОАО «Связьстрой-1″, ЗАО «Стройтранс», ЗАО «Жилстрой», ЗАО «Автокадры», Дорожная служба ОГУ «Орелгосзаказчик».

Кроме того хочу поблагодарить трудовые коллективы всех предприятий и организаций, принявшие участие в городском субботнике наравне с чиновниками городской и областной администраций.

Вместе мы сделали город немножечко чище. Но помните — чистота не там, где убирают, а там, где не сорят!

18 ОКТЯБРЯ – ОБЩЕГОРОДСКОЙ СУББОТНИК

Октябрь в нашем городе – время традиционного экологического месячника  и общегородского субботника, который состоится 18 числа.

Если все мы хотим жить и воспитывать своих детей в экологически здоровой среде, то свои усилия к этому должен приложить каждый горожанин. Ведь экология – это отношение человека к окружающей среде. К каждому, кто бросает мусор в неположенном месте или организует несанкционированные свалки, приставить дворника невозможно. В результате отсутствие у отдельных горожан экологической культуры выливается в масштабное загрязнение окружающей среды. И убирать потом приходится всем миром.

По традиции коммунальные службы приступают к подготовке города к зиме заблаговременно, и соответствующие работы уже идут полным ходом. Муниципальные предприятия и учреждения задействуют все свои ресурсы и реализуют все возможности в наведении чистоты как на подведомственных территориях, так и на закрепленных на субботнике участках.

Санитарное и экологическое  благополучие родного города требует от всех нас постоянного участия и заботы, а потому хочется надеяться, что поддержание порядка на улицах, во дворах, в парках и скверах станет  нормой для каждого жителя Орла!

Приглашаю всех орловцев  принять участие в осеннем субботнике, очистить перед зимой территории от листвы и мусора. Призываю трудовые коллективы, общественные организации, учебные заведения и активную молодежь провести уборку  территорий своих предприятий, учреждений, организаций.

Традиционная продолжительность проведения субботника — с 9:00 утра до полудня. Работа специализированной техники по вывозу собранного мусора будет организована до 15:00 часов дня.

ЖДУ ВСЕХ, ДЛЯ КОГО ВОПРОС ЧИСТОТЫ В НАШЕМ ГОРОДЕ НЕ БЕЗРАЗЛИЧЕН!

Стоимость уборки придомовой территории

Многим известно, что в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения одной из наиболее существенных по стоимости работ является уборка придомовой территории. В различных домах расходы на эти работы могут составлять от 15% до 25% от общей суммы платежей. Вы спросите: «Почему же так дорого?» Все дело в том, что установленные администрацией города Орла платежи являются средневзвешенными по всему городскому жилому фонду. А там, где используются средневзвешенные расчеты, зачастую наблюдается перекрестное субсидирование расходов. Стоит, допустим, в центре города 9-этажка, у которой и земли кот наплакал, ведь все знают, с какой плотностью сейчас осуществляется застройка. Но за уборку придомовой территории жители этого дома исправно платят по 1,86 руб. за каждый квадратный метр своих квартир (да-да, стоимость всех работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества рассчитывается именно пропорционально площади квартиры). Где справедливость? – спросите вы меня, а я вам сразу отвечу: платить за услуги ровно столько, сколько они на самом деле стоят, вы сможете только лишь в том случае, если на общем собрании собственников помещений вашего многоквартирного дома с учетом предложений добросовестной управляющей организации самостоятельно установите размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе и за уборку придомовой территории. И здесь справедливости ради стоит заметить, что чем больше площадь вашего многоквартирного дома и чем меньше площадь убираемой придомовой территории, тем дешевле обойдутся услуги уборки. Логично ведь, что если на одинаковых по площади земельных участках, скажем, в 50 соток, стоят 5-этажный и 9-этажный дома, площадь квартир которых различается почти вдвое, то и уборка придомовой территории для 9-этажки фактически стоит вдвое дешевле, нежели для 5-этажки. Пусть все будет по-честному: управляющие организации не будут стремиться наживаться на жильцах дома, а последние, в свою очередь, будут исправно и сполна оплачивать уличную уборку. А то ведь как иногда получается, если фактическая стоимость уборки выходит дешевле средневзвешенных расценок, то мы сразу же спрашиваем управляющую организацию за что мы ей платим так много денег, а вот если на уборку денег на самом деле не хватает, то мы и слышать ничего не хотим на предмет добровольного увеличения размеров платы за услуги.

Ну и по аналогии с уборкой лестничных клеток предлагаю вам к ознакомлению справочную информацию, воспользовавшись которой, вы сможете понять не только какие работы необходимо выполнять при уборке придомовой территории, но и в какую сумму выльется уборка в целом:

Виды работ

Число процедур в год Расчетный объем выполняемых работ, кв.м Стоимость разового выполнения работ, руб.

Годовая стоимость выполнения работ,

руб.

Содержание придомовой территории в холодный период

Подметание тротуаров от свежевыпавшего снега толщиной до 2 см и в дни без снегопадов
1 класс 56 100 21,66 1 212,95
2 класс 56 100 24,75 1 386,23
3 класс 56 100 30,94 1 732,79
Посыпка тротуаров песком или пескосоляной смесью
1 класс 14 100 20,11 281,58
2 класс 14 100 23,21 324,90
3 класс 14 100 26,30 368,22
Очистка тротуаров от наледи и льда
1 класс 4 100 657,53 2 630,13
2 класс 4 100 693,12 2 772,46
3 класс 4 100 795,23 3 180,91
Сдвигание с тротуаров свежевыпавшего снега толщиной слоя более 2 см в дни сильных снегопадов
1 класс 18 100 94,38 1 698,75
2 класс 18 100 109,85 1 977,24
3 класс 18 100 125,32 2 255,72
Прочие работы
Сметание выпавшего снега толщиной до 2 см. со ступеней и площадок 29 10 12,79 371,05
Уборка контейнерных площадок 76 10 22,59 1 716,70

Содержание придомовой территории в теплый период

Подметание тротуаров и дворовых территорий в дни без осадков и в дни с осадками до 2 см
1 класс 129 100 12,38 1 596,64
2 класс 129 100 15,47 1 995,80
3 класс 129 100 18,57 2 394,96
территории без твердого покрытия 129 100 20,11 2 594,54
Подметание тротуаров и дворовых территорий в дни с сильными осадками (более 2 см)
1 класс 11 100 12,38 136,15
2 класс 11 100 15,47 170,18
3 класс 11 100 18,57 204,22
территории без твердого покрытия 11 100 20,11 221,24
Прочие работы
Уборка контейнерных площадок 160 10 22,59 3 614,11
Уборка газонов от случайного мусора 31 100 11,91 369,30
Окос газанов 3 100 62,19 186,58

 

Почему за содержание лифта и вывоз мусора мы платим с квадратных метров квартиры?

Очень часто приходится сталкиваться с непониманием гражданами причин, согласно которым оплата содержания и ремонта лифтов, а также вывоза мусора производится не пропорционально числу проживающих в квартирах человек, а соразмерно площади квартиры. И согласны ли мы с вами с такими принципами оплаты или нет, а платить приходится именно за квадратные метры. Почему так? Постараюсь ответить как можно короче.

Жилищный кодекс Российской Федерации, наделяя собственников помещений многоквартирного дома правом долевой собственности на общедомовое имущество, вместе с тем, обременяет их обязанностью содержания общего имущества в надлежащем состоянии. Эта обязанность осуществляется, в частности, путем внесения ими на счет управляющей организации платы за содержание и ремонт жилого помещения в установленном размере.

Сбор и вывоз твердых бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила), является составной частью деятельности по содержанию общего имущества.

Расходы на содержание и ремонт лифтового оборудования многоквартирных домов также являются составной частью расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 37, статья 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, разделы II и III Правил).

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, тогда как доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса).

В соответствии со статьей 39, частями 3, 7, 8 статьи 156 и статьей 158 Жилищного кодекса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 1 кв. м общей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

В связи с этим расходы на вывоз твердых бытовых отходов и на содержание лифтового оборудования обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме независимо от положения таких помещений в доме. Указанный подход отражен в решении Верховного Суда Российской Федерации от 26 мая 2005 года № ГКПИ05-588. Органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют полномочий изменять императивные нормы федерального законодательства. Ну а если кто-то все еще сомневается во всем вышесказанном, предлагаю ознакомиться с текстом Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 6 марта 2009 года № 6177-АД/14 «Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме».

Плата за коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды

О плате за ОДН, или как некоторые ещё говорят «МОП», не писал только ленивый. А всё потому, что именно эта статья расходов подчас вызывает самые сильные возмущения со стороны плательщиков, т.е. со стороны граждан, проживающих в многоквартирных домах. В чем же суть этой проблемы? Чем недовольны люди? И как навести порядок в данном вопросе, если конечно это вообще возможно? Давайте попробуем разобраться вместе.

Прежде всего, следует понять, что плата за коммунальные услуги состоит из двух частей: плата за коммунальный ресурс, потребленный в жилом помещении (квартире) и плата за коммунальный ресурс, использованный на общедомовые нужны (в части водоснабжения и водоотведения это мытье лестничных клеток и маршей, промывка ствола и загрузочных клапанов мусоропровода, мытье мусороприемной камеры, поливка газонов, тротуаров, уборка лифта и прочих помещений общего пользования и т.п., в части электроснабжения это освещение лестничных клеток и маршей, подвалов, чердаков, прочих вспомогательных помещений, освещение улицы от домовых прожекторов и фонарей, электроснабжение лифта и т.д.). И если в части квартирного потребления вопросов, как правило, не возникает, то в части потребления ресурсов на ОДН зачастую не все так гладко. Расчету размеров данной платы в Приложении № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, посвящен раздел III. Логично, что сам по себе размер платы в денежном выражении есть произведение некоего объема коммунального ресурса и тарифа на данный ресурс. И тут мы подошли к самому главному – определению объема (количества) коммунального ресурса, израсходованного на ОДН.

В тех случаях, когда в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета соответствующего коммунального ресурса, объем такового ресурса, предоставляемый на ОДН, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, предоставляемых на ОДН. В Орле такие нормативы по электроснабжению утверждены приказом Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области от 6 декабря 2012 года № 285, вступившим в силу с 1 января 2013 года, а по водоснабжению и водоотведению – приказом Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области от 30 декабря 2013 года № 298, который вступит в силу только с 1 января 2015 года. Таким образом граждане, проживающие в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, на сегодняшний день оплачивают только лишь расход электричества на ОДН, в то время как за «общую» воду и канализацию пока не платят.

Иная ситуация в тех многоквартирных домах, которые общедомовыми приборами учета оборудованы. В этом случае объем холодной воды, предоставленной на ОДН, определяется следующим образом – из показаний общедомового прибора учета вычитается количество холодной воды, потребленное:

— нежилыми помещениями;

— квартирами согласно показаний индивидуальных приборов учета;

—  квартирами, не оборудованными приборами учета, согласно нормативов потребления коммунальных услуг в квартирах;

— локальной котельной на приготовление горячей воды в случае отсутствия централизованного горячего водоснабжения;

— локальной котельной для системы отопления в случае отсутствия централизованного теплоснабжения.

Полученный результат умножается на площадь квартиры и затем делится на площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

И вот мы вплотную подошли к причинам, из-за которых полученный результат может вырастать в разы:

1) неучтенный (сверхнормативный) расход воды квартирами, не оборудованными индивидуальными приборами учета;

2) предоставление собственниками помещений недостоверных показаний индивидуальных приборов учета (ошибка при снятии показаний, предоставление ложных сведений, использование технических средств, препятствующих надлежащей работе приборов учета);

3) несвоевременное предоставление собственниками помещений показаний индивидуальных приборов учета.

Первую проблему на сегодняшний день решить никак не получится. Да, собственники помещений уже давно обязаны установить индивидуальные приборы учета. Вместе с тем никакая ответственность за неисполнение этой обязанности до сих пор не введена. А с учетом фактического проживания в отдельных квартирах граждан без официальной регистрации затрудняется еще и определение надлежащего норматива потребления воды. В результате сверхнормативно израсходованная вода уходит в канализацию, при этом возрастает плата за водоснабжение и водоотведение на ОДН.

Решить эту проблему представляется возможным, на мой взгляд, исключительно существенным (возможно даже многократным) увеличением нормативов потребления воды, в противном случае многих граждан установить приборы учета никто так и не заставит. Отчасти такое решение проблемы реализовано постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 года № 344, согласно которому при наличии технической возможности установки приборов учета нормативы потребления коммунальных услуг будут определяться с учетом повышающих коэффициентов, составляющих:

с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года – 1,1;

с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года – 1,2;

с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года – 1,4;

с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года – 1,5;

с 2017 года — 1,6.

Решение второй проблемы, как это ни печально, остается главным образом на совести граждан. Конечно же можно надеяться на работу контролеров, но на практике как раз в те квартиры, где проживают недобросовестные потребители, этих контролеров и не пускают. Даже в присутствии сотрудников органов охраны правопорядка.

А вот третью проблему могли бы решить управляющие и ресурсоснабжающие организации, различными способами регулярно уведомляя граждан о сроках предоставления показаний приборов учета.

Теперь рассмотрим ситуацию с горячей водой, сточными водами и электричеством. Объем этих услуг, предоставленных на ОДН, определяется похожим образом – из показаний общедомового прибора учета вычитается:

— количество горячей воды, стоков и электричества, потребленные нежилыми и жилыми помещениями, определенные согласно показаний приборов учета или нормативов потребления (т.е. так же как и по холодной воде);

— количество электроэнергии, потребленное локальной котельной для отопления и для приготовления горячей воды в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Полученный результат так же умножается на площадь квартиры и затем делится на площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

По горячей воде и канализации проблемы, равно как и их решение, те же, что и по холодной воде. А вот в случае с электроэнергией проблем, приводящих к увеличению платы за ОДН, несколько больше. Среди них:

1) несанкционированные подключения жилых и нежилых помещений в обход индивидуальных приборов учета (воровство электроэнергии);

2) неучтенный (сверхнормативный) расход электроэнергии квартирами, не оборудованными индивидуальными приборами учета;

3) предоставление собственниками помещений недостоверных показаний индивидуальных приборов учета (ошибка при снятии показаний, предоставление ложных сведений, использование технических средств, препятствующих надлежащей работе приборов учета);

4) несвоевременное предоставление собственниками помещений показаний индивидуальных приборов учета;

5) потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Первая проблема находится в зоне ответственности управляющих организаций. Именно они обязаны выявлять и устранять несанкционированные подключения, а к нарушителям совместно с надзорными органами и органами охраны правопорядка применять все возможные меры воздействия, предусмотренные не только жилищным, но и гражданским и даже уголовным законодательством.

Решение следующих трех проблем аналогично ситуации с холодной водой. Что же касается проблемы, связанной с потерями электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, то данная проблема не носит ярко выраженный характер в тех домах, в которых внутридомовые электрические сети соответствуют сегодняшним техническим нормам и реалиям потребления. В тех же домах, в которых нагрузка на сети существенно превышает их возможности, проблема решается устранением так называемых скруток, а в ряде случаев вообще только заменой сетей. Возможно это в рамках текущего ремонта общего имущества или капитального ремонта всего дома.

Ну и какие же можно сделать выводы после прочтения всего вышесказанного? Проблемы увеличения размеров платы за коммунальные услуги, предоставляемые в многоквартирных домах на общедомовые нужды, обусловлены, на мой взгляд, излишней либеральностью жилищного законодательства, ненадлежащим выполнением своих обязанностей управляющими организациями и, главным образом, недобросовестным отношением к данным вопросам со стороны самих же жильцов многоквартирных домов.

Пройдет время и законы поменяются, а вот проблемы с управляющими организациями и со своими соседями придется решать нам с вами самостоятельно. Товарищи, будьте, пожалуйста, внимательными и честными!  Желаю удачи.

Плата за техническое обслуживание узлов учета и регулирования систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения

На сегодняшний день все строящиеся многоквартирные жилые дома в соответствии с действующим законодательством должны быть оборудованы общедомовыми приборами учета воды, а в случае централизованного теплоснабжения – еще и узлами учета тепловой энергии. В большинстве случаев приборы учета тепловой энергии устанавливаются в индивидуальных тепловых пунктах (ИТП), а вместе с ними зачастую монтируются еще и автоматизированные системы узлов учета и системы автоматического регулирования подачи теплоносителя. Кроме того, в результате проведения капитального ремонта во многих многоквартирных домах также устанавливается аналогичное оборудование.

Всем известно, что любое общее имущество в многоквартирных домах должно содержаться за счет собственников помещений. Возникает необходимость тарификации соответствующих работ и услуг. В связи с этим в постановлении администрации города Орла от 15 ноября 2013 года № 5213 появилось 9 новых размеров платы по техническому обслуживанию узлов учета и регулирования систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения. Стоило этому произойти, как некоторые управляющие организации сразу же вознамерились выставить гражданам в квитанциях соответствующие счета. И тут возникает вопрос – во всех ли случаях взимание платы за указанные услуги законно? Давайте попробуем вместе в этом разобраться.

Итак, плата за работы и услуги, указанные в строках 2.1.12-2.1.20 Приложения № 1 к вышеуказанному постановлению, включается в размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае если в многоквартирном доме предусмотрено централизованное теплоснабжение, а в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома входит тепловой узел с установленными и надлежащим образом эксплуатирующимися приборами учета коммунальных ресурсов обязательно вместе с системой автоматического регулирования подачи теплоносителя, включающей в себя вычислители количества тепла, расходомеры, термические сопротивления, контроллеры передачи данных, клапаны регулирования с электроприводом, контроллеры для регулирования температуры и прочее оборудование. При этом в итоговый размер платы за содержание и ремонт жилого помещения включается только одна строка из состава строк 2.1.12-2.1.20, соответствующая характеристикам теплового узла.

Обратите, пожалуйста, внимание – в случае, если дом оборудован локальной котельной, входящей в состав общего имущества собственников помещений, взимание дополнительных платежей якобы за техническое обслуживание узлов учета и регулирования систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения незаконно! Аналогичным образом незаконно взимание данной платы и в том случае, если соответствующее инженерное оборудование в ИТП не оснащено системами автоматического (я намеренно заостряю на этом внимание – не ручного) регулирования подачи теплоносителя. Проще говоря, задвижка на тепловых сетях должна быть именно с электрическим приводом.

Возможно, ваша управляющая компания будет мотивировать свое желание взять с вас больше денег тем фактом, что в вашем доме просто установлены приборы учета и их надо содержать. Конечно же, дело ваше, но согласно размерам платы за содержание и ремонт жилья, установленным постановлением администрации города Орла, обслуживание и ремонт общедомовых приборов учета в таких домах должно осуществляться за счет платы за текущий ремонт, техническое обслуживание, технический осмотр и аварийное обслуживание общедомовых инженерных сетей.

Будьте внимательнее, товарищи, ведь самыми эффективными контролерами за деятельностью управляющей организации были и остаются сами жильцы многоквартирных домов.

Экспертное обследования лифтов, отработавших нормативный срок службы

«Экспертное обследования лифтов, отработавших нормативный срок службы» – именно так, как правило, называется услуга, за которую нас с вами, граждан, проживающих в многоквартирных домах с лифтами старше 25 лет, вынуждают платить управляющие компании. Но что же это за услуга такая, зачем она нужна, да и нужна ли вообще? И, самое главное, сколько эта услуга стоит? Давайте вместе попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Итак, экспертное обследование лифтов, отработавших нормативный срок службы, производится с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации. В соответствии с ГОСТ 22011 нормативный срок службы лифтов принят равным 25 лет. Обследование технического состояния лифтов, отработавших срок службы, осуществляют организации, имеющие на этот вид деятельности лицензию органов Госгортехнадзора России. Срок повторного обследования определяется экспертной комиссией, в зависимости от технического состояния лифта и должен составлять целое количество лет от одного года до трех. Другими словами, после того, как лифт в вашем подъезде отработал 25 лет, для получения разрешения на его последующую эксплуатацию придется в дальнейшем регулярно проводить его техническое обследование и получать соответствующее заключение. На практике по результатам такого обследования срок эксплуатации лифта продлевается на 3 года. А что будет, если такое обследование не провести в нужный срок? В принципе, ничего особенного: люфт просто обязаны будут отключить т.к. ответственные за его эксплуатацию лица не будут иметь достоверных сведений о том, что данный лифт технически исправен и с течением времени не стал представлять опасность для жизни и здоровья граждан.

Полагаю, что после прочтения вышесказанного вопросов «Что это за услуга?» и «Зачем она нужна?» ни у кого уже не осталось. Но нас с вами по-прежнему все еще интересует цена вопроса. Давайте же разберемся сколько это «удовольствие» стоит в рублях.

Прежде всего, хотелось бы пояснить, откуда в наше время берутся цены на подобного рода услуги. В условиях рыночной экономики наиболее объективными принято считать цены, устанавливаемые хозяйствующими субъектами на соответствующем товарном рынке в условиях свободной конкуренции, то есть когда сразу несколько экспертных организаций готовы предоставить вам такую услугу, и вынуждены принимать любые меры, нацеленные на то, чтобы их услуга стоила для конечного потребителя как можно дешевле. Одно из таких предложений, поступившее в администрацию города Орла от специализированной экспертной организации ООО «Лифткрансервис», было рассмотрено комитетом по тарифам и принято за основу при разработке размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных постановлением администрации города Орла от 27 декабря 2010 года № 4380.

Краткий расчет ежемесячных расходов экспертной организации, занимающейся техническим диагностированием лифтов, отработавших нормативный срок службы, представлен в следующей таблице.

Наименование показателя

Сумма, руб.

I. Расчет заработной платы

1. Ведущий инженер

13 188,38

2. Инженер 1 категории

12 051,34

3. Инженер 3 категории

9 866,31

ИТОГО:

35 106,04

II. Отчисления от ФЗП 34%

11 936,05

III. Накладные расходы

53 035,34

ИТОГО по п.п. I-III

100 077,40

IV. Рентабельность на уровне 2009 года

8 299,91

ИТОГО по п.п. I-IV

108 377,30

Расчет заработной платы производился на основании утвержденного штатного расписания ООО «Лифткрансервис», согласно которому оклад ведущего инженера на тот момент составлял 13188,38 руб. в месяц; оклад инженера 1-ой категории — 12051,34 руб. в месяц; оклад инженера 3-ей категории — 9866,31 руб. в месяц, а заработная плата аппарата управления составляла 40% от основной заработной платы рабочего персонала.

В накладные расходы вошли следующие затраты: арендная плата, расходы на аттестацию специалистов, затраты на проведение анализа метрологического обеспечения работ, стоимость получения лицензии, заработная плата аппарата управления, расходы на оплату услуг ФГУ «Орловский Центр Стандартизации, Метрологии, и Сертификации», расходы на автострахование, ГСМ, стоянку и техобслуживание автотранспорта, расходы на спецодежду и канцтовары, налоговые платежи.

По согласованию с экспертной организацией рентабельность данного вида деятельности осталась на уровне 2009 года.

Нормативное время на выполнение работ по техническому диагностированию одного лифта, расположенного в глухой шахте, с количеством 9 остановок составляет 21,2 часа. Среднее количество рабочих часов в месяц 168 час. 168 / 21,2 = 8. То есть в месяц проходит диагностику 8 лифтов, соответственно в год 96 лифтов.

Таким образом, общие годовые затраты на проведение экспертного обследования  1 лифта, отработавшего нормативный срок службы, с учетом стоимости услуг по расчетно-кассовому обслуживанию в размере 2% от общей суммы затрат, составили:

108377,3 руб. х 12 мес. / 96 ед. х 1,02 = 13818,11 руб.

Итого, учитывая площадь помещения в многоквартирном доме, оборудованного лифтом (1975,5 кв. м. – площадь 1 подъезда, оборудованного лифтом), размер платы за экспертное обследование лифтов, отработавших нормативный срок службы, составил:

13818.11 / 12 / 1075,5 = 0,58 руб./кв.м в месяц

Из вышеизложенного следует, что собираемых в течение 1 года денежных средств в размере 0.58 руб. с 1 кв.м. общей площади помещений в месяц на момент произведения данных расчетов было вполне достаточно для проведения работ по экспертному обследованию лифтов, отработавших нормативный срок службы. Таким образом, взимание данной платы с собственников помещений необходимо было производить только в те годы, в которые по графику запланировано проведение работ по экспертному обследованию лифтов. Более того, проанализировав несколько десятков договоров, заключенных рядом управляющих организаций Орла с экспертными организациями в целях проведения обследования лифтов, комитет по тарифам администрации города пришел к выводу, что в отдельных случаях фактическая стоимость оказания этих услуг не превышала и 13 тысяч рублей.

Вместе с тем, по имеющейся в комитете по тарифам информации, некоторые управляющие организации нашего города располагает сметой на проведение работ по экспертному обследованию лифтов, отработавших нормативный срок службы, утвержденной филиалом ФАУ ФЦЦС по Орловской области, согласно которой стоимость выполнения экспертного обследования существенно превышает его рыночную стоимость, нашедшую подтверждение в рамках сложившихся взаимоотношений управляющих и экспертных организаций города Орла. Принимая во внимание свободу договорных отношений хозяйствующих субъектов, вынужден констатировать отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по понуждению управляющих организаций к заключению с экспертными организациями договоров на проведение работ по экспертному обследованию лифтов, отработавших нормативный срок службы, по ценам, определенным согласно вышеприведенным расчетам. Впрочем, не исключаю наличие таковых возможностей у Орловского Управления Федеральной антимонопольной службы, которому не мешало бы более детально изучить суть данного вопроса и проверить, что же это на самом деле: свобода договорных отношений хозяйствующих субъектов или, может быть, какие-то иные договорные отношения.

Со своей стороны администрация города Орла тоже приняла некоторые меры, направленные на защиту интересов граждан. В частности, постановление администрации города Орла от 15 ноября 2013 года № 5213 уже не устанавливает размер платы за проведение экспертного обследования лифтов, отработавших нормативный срок службы, а в случае наличия необходимости проведения таких работ, собственникам помещений рекомендовано на основании предложений управляющих (эксплуатирующих) организаций на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома принимать решение об установлении соответствующих размеров платы индивидуально по каждому многоквартирному дому. Что это даст? Стоимость работ по экспертному обследованию лифтов уже не станет сюрпризом для граждан, равно как и временной промежуток, в рамках которого управляющая организация будет собирать с них дополнительные деньги.

А что же делать, спросите вы меня, если собственники так и не приняли решение об установлении соответствующих размеров платы, и лифт вот-вот должны отключить? Давайте снова обратимся к законодательству.

Исходя из пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В соответствии с пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

В силу статьи 39 Кодекса правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса, пунктов 28 и 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 (далее — Правила эксплуатации), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Более того, Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статьей 36 которого предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

На основании статьи 20 Жилищного кодекса полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, – государственную жилищную инспекцию, положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1086.

Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Данные выводы подробно изложены в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 2010 года № 6464/10 по делу № А08-4962/2009-27, содержащееся в котором толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении судами аналогичных дел.

На основании вышеизложенного, управляющие организации, взимающие плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную как в соответствии с постановлением администрации города Орла от 27 декабря 2010 года № 4380 «О плате за помещение для собственников и нанимателей в многоквартирных домах», так и в соответствии с договором управления многоквартирными домами, должны выполнять весь комплекс обязательных работ, предусмотренных Правилами эксплуатации.

По моему мнению, управляющая организация обязана заключить договор с экспертной организацией, провести в надлежащие сроки плановое экспертное обследование всех лифтов и в результате имеет полное право на выставление дополнительных счетов жителям такого дома. Вот только проконтролировать расходы постфактум будет уже существенно сложнее. Хорошо, если вам придется платить те самые 58 копеек с квадратного метра квартиры и делать это в течение лишь одного года. Плохо, если управляющая организация заявит о своих намерениях получить от вас за уже оказанную услугу существенно большую сумму. Так что вам, уважаемые читатели, проживающие в домах со «старыми» лифтами, предлагаю быть внимательнее и активнее проявлять свою гражданскую позицию по защите собственных прав и интересов.

Стоимость уборки подъездов

С появлением в квитанциях по оплате за содержание и ремонт жилого помещения дополнительной платы за уборку лестничных клеток многие собственники помещений стали задаваться вопросом: «Почему уборка подъезда стоит так дорого?». Давайте попробуем разобраться какие виды работ включены в данную услугу и сколько они стоят.

Уборка лестничных клеток, или как ее проще называют «уборка подъездов», представляет собой еженедельное влажное подметание лестничных площадок и маршей, а также мытье полов, которое в свою очередь осуществляется один раз в две недели. Стоимость выполнения данных работ зависит от заработной платы уборщицы и от времени, затрачиваемого уборщицей на их выполнение. Конечная стоимость оказания услуги также еще зависит и от периодичности выполнения того или иного вида уборки. В нашем с вами случае периодичность составляет 52 процедуры влажного подметания и 26 процедур мытья полов в год.

Согласно отраслевым тарифным соглашениям, заработная плата работников первого разряда (т.е. уборщиц) не должна быть ниже уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения. Учитывая, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается на срок не менее 1 года, в течение которого прожиточный минимум, очевидно, будет расти, для определения плановой величины соответствующей тарифной ставки на следующий календарный год потребуется взять величину прожиточного минимума за II квартал текущего года и проиндексировать ее на плановый индекс роста потребительских цен. Также при расчете уровня заработной платы потребуется произвести дополнительные начисления компенсирующего характера, которые будут учитывать денежные средства, необходимые для уплаты налога на доходы физических лиц. Следующим этапом в расчете фонда оплаты труда будет включение в общую сумму расходов на уплату страховых взносов и отраслевых страховых платежей. При определении трудозатрат необходимо принять во внимание годовой баланс рабочего времени, а также учесть нормативный коэффициент невыхода рабочего персонала. Кроме того при расчете стоимости услуг по уборке подъездов требуется учесть расходы на материалы, накладные расходы управляющей организации, налоговые платежи, а также расходы на расчетно-кассовое обслуживание, включающие в себя вознаграждение платежных агентов (банки, почта, прочие платежные системы) и расходы на ведение лицевых счетов, подготовку платежных документов и их доставку до конечного потребителя.

На основании вышесказанного, исходя из фактически необходимых объемов выполнения работ (уборочных площадей) и произведя соответствующие расчеты, мы получим их реальную экономически обоснованную стоимость. Для дальнейшего определения итоговых размеров платы за уборку подъездов, исчисляемых пропорционально площади жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности у физических и юридических лиц, потребуется разделить сложившуюся сумму годовых затрат на общую площадь указанных помещений и на 12 месяцев.

Приведу пример. В типовом 9-этажном многоквартирном доме, оборудованном лифтом и мусоропроводом, среднестатистическая уборочная площадь одного подъезда составляет 270 кв.м, из которых на первые 3 этажа приходится приблизительно 90 кв.м, а 180 кв.м приходится на остальные этажи. Общая площадь квартир в таком подъезде в среднем составляет 1980 кв.м. Таким образом, получим годовую стоимость работ по уборке одного подъезда этого дома в размере 26 тыс. 600 руб., что в пересчете на соответствующий размер платы составит 1,12 руб. с 1 кв.м квартиры.

А в качестве справочной информации, которую вы сами сможете без труда использовать для определения стоимости услуг по уборке, я предлагаю взять за основу следующую таблицу:

Виды работ

  Число процедур в год

Расчетный объем выполняемых работ, кв.м

Стоимость разового выполнения работ, руб.

Годовая стоимость выполнения работ, руб.

Влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних трех этажей
оборудование на площадках отсутствует

52

100

93,57

4 865,85

имеется мусоропровод

52

100

121,23

6 303,82

имеется лифт

52

100

112,01

5 824,50

имеется мусоропровод и лифт

52

100

127,37

6 623,37

Влажное подметание лестничных площадок и маршей выше третьего этажа
оборудование на площадках отсутствует

52

100

72,07

3 747,43

имеется мусоропровод

52

100

102,79

5 345,17

имеется лифт

52

100

98,18

5 105,51

имеется мусоропровод и лифт

52

100

112,01

5 824,50

Мытье лестничных площадок и маршей нижних трех этажей
оборудование на площадках отсутствует

26

100

213,27

5 544,89

имеется мусоропровод

26

100

199,44

5 185,40

имеется лифт

26

100

145,67

3 787,37

имеется мусоропровод и лифт

26

100

170,25

4 426,47

Мытье  лестничных площадок и маршей выше 3 этажа
оборудование на площадках отсутствует

26

100

173,32

4 506,36

имеется мусоропровод

26

100

167,18

4 346,58

имеется лифт

26

100

125,70

3 268,10

имеется мусоропровод и лифт

26

100

131,84

3 427,88

Уборка лифта
Мытье пола кабины лифта

52

10

16,58

862,06

Влажная протирка стен, дверей, плафонов и потолков кабины лифта

52

10

18,73

973,90

 

Плата за уборку лестничных клеток

В текущем году многие граждане, проживающие в многоквартирных домах, столкнулись с ситуацией, когда ряд управляющих компаний города принял решение об оказании собственникам помещений услуг по уборке лестничных клеток, увеличив соответствующим образом размеры платежей граждан за содержание и ремонт общего имущества. И не успели еще жильцы увидеть чистоту в своих подъездах, как уже получили новые квитанции. Нужно ли платить за эту услугу?

Прежде всего хотелось бы отметить, что постановлением администрации города Орла от 27 декабря 2010 года № 4380 «О плате за помещение для собственников и нанимателей в многоквартирных домах» точно как и сейчас была установлена плата за услуги и работы по уборке лестничных клеток, размер которой равнялся 0,99 руб./кв.м общей площади помещений. Вместе с тем, действовавшее на момент принятия данного постановления жилищное законодательство не регламентировало уборку лестничных клеток как обязательную работу по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, следовательно, в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения плата за уборку лестничных клеток могла быть включена управляющими организациями только на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах.

Согласно пункту 23 «Минимального перечня  услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290, услуги и работы по сухой и влажной уборке тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лестничных площадок и маршей, пандусов отнесены к обязательным услугам и работам по содержанию общего имущества в многоквартирных домах.

Постановлением администрации города Орла от 15 ноября 2013 года № 5213 «О плате за помещение для собственников и нанимателей в многоквартирных домах» в свою очередь установлена плата за услуги и работы по уборке лестничных клеток уже в размере 1,19 руб./кв.м общей площади помещений.

Согласно «Правилам оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденным ранее упомянутым постановлением Правительства РФ, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:

  • в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме – в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;
  • в договоре управления многоквартирным домом – в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией;
  • в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива, – в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Принимая во внимание всё вышесказанное, позволю себе предположить, что в случае, если в многоквартирном доме выбран и реализован способ управления управляющей организацией, собственники помещений вправе предусмотреть, будут ли они самостоятельно выполнять работы по сухой и влажной уборке тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лестничных площадок и маршей, пандусов без включения в размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения платы за уборку лестничных клеток, или же выполнение данных услуг и работ будет осуществляться управляющей организацией за счет платы за содержание и ремонт жилого помещения с соответствующим включением в нее вышеуказанной платы за уборку лестничных клеток.

А в заключение хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что установленная постановлением администрации города Орла плата за услуги и работы по уборке лестничных клеток в размере 1,19 руб./кв.м общей площади помещений предполагает ежемесячное четырехразовое влажное подметание и двухразовое мытье полов. Соответствуют ли данной периодичности предлагаемые Вашей управляющей компанией услуги?